Газета «Псковские Новости»

Медные трубы надежды

Воспитанник Псковского детского дома стал лауреатом Общенационального фестиваля-ассамблеи «Будущее России».


Никита Орлов – человек талантливый, но, к огорчению досужих репортёров, пока немногословный. И на вопрос о том, каково это – играть с главным военным оркестром страны, попросту отвечает: «Нормально, хорошо».

Тут с Никитой не поспоришь, конечно: полная всяких вкусностей для того, кто понимает, «музыкальная кухня» – это обычная, нормальная работа артиста и есть. Очень непростая работа. Ну, например, только музыканты, наверное, смогут в полной мере оценить историю о том, как за день до ответственного выступления, на единственной репетиции юный солист и аккомпанирующий ему Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации под управлением главного военного дирижёра России генерал-лейтенанта Валерия Халилова подгоняли темпы и отрабатывали вступления.

Дело в том, что в репертуаре у Никиты – «Неаполитанская песенка» Чайковского, переложение из его фортепианного «Детского альбома», а в репертуаре оркестра – «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». Мелодия, казалось бы, та же, но аранжирована иначе. Взрослым военным музыкантам, в результате, пришлось чуть ли не в полтора раза увеличивать скорости. Перед Никитой же внезапно встала задача во много раз сложнее: он должен был держать в уме, что в концерте между первым и вторым куплетами четырёхтактового проигрыша – короткой передышки, времени перевести дыхание (в буквальном смысле слова) и дать чуть-чуть расслабиться губам – не будет. И опытным солистам так вот стремительно перестроиться с накрепко выученного, затверженного и не растеряться во время выступления – чрезвычайно сложно. Но Никита, впервые в жизни выступавший в сопровождении оркестра, – справился.

– Волновался сильно?– спрашиваю.

– Сильно только в самом начале, когда надо было выходить на сцену, – не отказывается Никита. – А потом начинаешь играть, и страха уже нет. Только на дирижёра смотришь…

Концерт фестиваля проходил в концертном зале МГИМО. Публики было много. Причём, в первых рядах сидели знаменитости: артисты, спортсмены.

– Певица Валерия, например. Кортнев. Мерзликин. Антон Хреков – из сериала. Потом Мисс Москва-2012. Ирина Винер – тренер российской сборной по гимнастике. Футболисты знаменитые: Павлюченко, Сенников, Сычев.

Одним из самых классных подарков с этого фестиваля, кстати, Никита считает… форму любимого им ЦСКА. Футболку он, рассказывает, уже носит, собственно – уже в поезде её надел, когда возвращались в Псков.

– Чей номер на футболке-то?

– Десятый. Это Дзагоева номер.

– Он твой любимый игрок в ЦСКА?

– Нет, любимый – Акинфеев, вратарь. Он надёжный.

Богатые подарки участники фестиваля «Будущее России» получили и от организаторов ассамблеи, а ещё – в Храме Христа Спасителя, куда для ребят и их педагогов организовали экскурсию.

– Молитвослов, библия и очень красивая икона-складень: раскрываешь, в центре Спаситель, а вокруг ещё четыре святых. Я её бабушке подарил…

– А что ещё в Москве видели?

– Для нас с Александром Петровичем оркестранты организовали специальную экскурсию в свой музей музыкальных инструментов. А для всех ещё была большая экскурсия в Кремль. Мне больше всего в Москве в Кремле понравилось.

– Экскурсия – в музеи Кремля?

– И в музеи, и в палаты: в Грановитую, Оружейную. В Георгиевский зал. Мы, ну, то есть, три автобуса с участниками фестиваля, проехали через Боровицкие ворота. С разрешения коменданта Кремля мы могли везде фотографироваться, хоть там обычно не разрешают, были во всех палатах, и везде нам разрешили фотографировать. Даже там, где была инаугурация президента.

– И захотелось стать президентом?

– Нет. Это трудно.

– А вообще уже решил, кем хочешь быть?

– Решил. Музыкантом.

Одним из условий для каждого участника фестиваля было – представить свой «Факел надежды». С ними ребята участвовали в торжественном шествии-открытии. Их потом дарили организаторам и почётным гостям ассамблеи.

– Мы наш факел надежды сделали в виде трубы, – рассказывает Никита. – Думали, будет самым-самым.

– И?

– Нет, оказалось много интересных. И с подсветкой, с разными огнями, мигающие, переливающиеся. Но трубы больше ни у кого не было. И трубач только один был, то есть я.

– И кому ты свой «Факел надежды» подарил?

– Дирижёру оркестра, конечно.

Подготовила Александра Агеенко, [email protected]

За сто дней до призыва

Александр Роор, руководитель оркестра «Геликон» Псковского детского дома, учитель Никиты Орлова по классу трубы в псковской ДМШ № 1 имени Н.А. Римского-Корсакова, доволен выступлением своего воспитанника.

– Уже на репетиции в студии военного оркестра стало понятно, что Никита имеет все шансы, чтобы наидостойнешим образом выглядеть. Его и оценили по достоинству, хвалили за качество звука, фразировку. Руководитель Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации даже выразил сожаление, что Никите до призывного возраста ещё далеко, – дескать, сделали бы сейчас запрос в псковский военкомат, и проходил бы Никита службу, играя в лучшем военном оркестре страны. Спросил, много ли в нашем оркестре таких. Я ответил: «Порядком», – и он дал свои координаты и сказал, чтобы мы не стеснялись, а обязательно звонили за пару месяцев до призыва. А ещё презентовал нашему коллективу шесть дисков оркестра с разной музыкой: и офицерский бал, и песни и марши Великой Отечественной, – и пообещал всяческое содействие: записями, нотами, другим…

А ещё мы сразу задумались о возможных концертах: или снова в Москве, или – чем чёрт не шутит! – даже в Пскове.

И вообще, этот фестиваль – прекрасная возможность не только получить уникальный опыт выступления с одним из лучших военных оркестров мира, но и оценить уровень нашего оркестра, наших солистов в сравнении с другими.

«Недавно я побывал во Пскове и познакомился с удивительным мальчиком. Это очень талантливый трубач, ему 13 лет, он воспитанник Псковского детского дома, где есть свой духовой оркестр. Мальчика зовут Никита Орлов, и сейчас ему предоставлена честь сыграть с лучшим военным оркестром мира. Вот так получается, что мы с Денисом Мацуевым устраиваем в Пскове фестиваль «Крещендо» и привозим в Псков молодых звёзд, а к нам в Москву из Пскова приезжают юные звёзды…»

Святослав Бэлза, российский музыковед, телеведущий, музыкальный обозреватель телеканала «Культура»

57 регионов страны делегировали талантливых ребят – воспитанников детских домов, семейных приютов, школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, на фестиваль-ассамблею «Будущее России». 112 солистов и творческих коллективов вышли в финал конкурса, и только четверо из них получили право выступать с Центральным военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации.

Источник: www.nwpskov.ru